четверг, 10 ноября 2011 г.

Воспоминания из старого. Часть 2.


Кивнув на спидометр, где стрелка дергалась на цифре 60, мой собеседник философски заключил:
— У каждого времени свои законы... Сейчас, вспоминая о дружеской бесе
е с таксистом, я держу перед собой Декрет Совета Народных Комиссаров об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям (Правила)» — документ, действительно, интересный, историчен кий, положивший начало регламентированию дорожного движения в стране. Мы часто слышим, с какой гордостью люди произносят: «Написано Лениным>... Эта гордость прозвучала и в ус эх моего собеседника. «Правила» — один из многих десятков документов, относящихся к развитию автомобильного дела в стране и скрепленных подписью Ильича. Вникая в их суть, прослеживаешь логику ленинской мысли на протяжении многих лет, его отношение к роли автомобиля, автомобилизации вообще в жизни общества.
За четыре с лишним года до Великого Октября он думает о значении автомобиля в обслуживании большинства населения, именно большинства. Вот эти известные десять слов, написанные в 1913 году: «Автомобильное дело, при условии обслуживания большинства населения, имеет громадное значение...»
Промышленную, экономическую развитость той или иной страны в Европе В. И. Ленин определяет в какой-то степени в зависимости от производства автомобилей. В том же 1913м он подводит такой итог: «Итак, по отношению к числу жителей Германия почти вчетверо беднее, чем Англия, а Россия, конечно, отстала неизмеримо больше». В абсолютных цифрах на 1912 год это выглядело так: Англия имела 175 тысяч автомобилей, Франция — 88, Германия — 70 тысяч. Царская Россия, как известно, почти не выпускала своих автомобилей. Сравнивая подобные цифры, надо, конечно, помнить о ленинской формулировке, где говорится об интересах большинства населения, и брать в расчет производство, парк автомобилей, необходимые для разумного удовлетворения потребности общества.
Все, кто изучает ленинское теоретическое наследство, документы, относящиеся к развитию автомобильного транспорта в кашей стране в послеоктябрьский период, к месту автомобиля в экономике и защите Советского государства, поражаются обилию декретов, приказов, директив, распоряжений, подписанных Ильичем, выработанных по его инициативе. На подлинниках ряда из них видны следы поправок, замечаний, сделанных рукой Ленина. И в этом снова и снова прослеживается ленинская логика: отныне прогресс страны, ее экономика и оборона уже не могут существовать без нового вида транспорта — автомобильного.
Автомобильное хозяйство, оставшееся от царизма, нельзя назвать даже сколько-нибудь удовлетворительным. С 1901 по 1914 годы в Россию было завезено 21 012 легковых и грузовых машин, а у себя собран только 361 автомобиль. К началу первой мировой войны в стране насчитывалось чуть менее 9 тысяч автомобилей 250 различных моделей, да за время войны было куплено еще 30 тысяч. Словом, к началу 1918 года парк насчитывал всего около 35 тысяч автомобилей, значительная часть которых нуждалась в ремонте.

Комментариев нет:

Отправить комментарий